Опыт работы

  1. Пояснительная записка.

1.1. Цели и задачи  работы классного руководителя  по духовно-нравственному направлению в классе казачьей направленности.

Богатая культура кубанского казачества представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно – нравственного, патриотического и физического воспитания. В условиях благоприятного развития нашего края изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания младших школьников. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности» (Стратегия развития Воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р). Учащиеся начальной школы сегодня – это будущее нашей страны, а,  как известно будущее не может существовать без прошлого и настоящего.

В современных социо-культурных условиях содержание образования в казачьих классах определяется необходимостью достижения таких целей, как

  • воспитание патриота Кубани, знающего, любящего, бережно относящегося и приумножающего её культуру, природу, традиции;
  • формирование духовной зрелости и христианской нравственности юных кубанцев.

Достижение поставленных целей возможно через решение практических задач:

-создать образовательную среду на втором уровне обучения направленную на  формирование и развитие духовных, нравственных качеств учащихся 1-4 классов, на реализацию творческого потенциала в учебной и социальной деятельности на основе моральных норм  и исторически сложившихся традиций казаков Кубани;

-способствовать становлению и укреплению основ духовности и нравственности учащихся классов казачьей направленности, основанной на свободе воли и духовных традициях казачества, нравственных устоев семьи и общества, собственной внутренней установке «поступать по совести»;

— развивать способности казачат формулировать собственные нравственные обязательства перед собой и обществом, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

1.2. Направления работы и базовые ценности:

Направления Базовые нравственные ценности
1 Воспитание гражданственности, патриотизма любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2 Воспитание нравственных чувств и этического сознания нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике
3 Воспитание трудолюбия уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие
4 Формирование ценностного отношения к  семье уважение родителей; забота о старших и младших
5 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) родная земля; природа Кубани; экологическое сознание
6 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

         

1.3. Взаимодействие школы с Павловским казачьим обществом, представителями духовенства, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, с семьями обучающихся.

Совместная деятельность школы и Павловского казачьего общества, представителей духовенства, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта направлена на решение поставленных задач по всем направлениям воспитания здорового подрастающего поколения казачат в соответствии с заветами и традициями своих предков.

Ведущую роль в формировании духовных и культурных ценностей казачат  занимает православие. Не один христианский праздник, проводимый в нашей школе, не обходится без участия церкви и представителей станичного казачьего общества.

Налажена взаимосвязь и разработаны планы по взаимодействию ЦДОД № 1, ДШИ, ДЮСШ.

Большую помощь в организации работы класса оказывают родители. Хорошо работает родительский комитет: любое дело, любой вопрос или просьба не остаётся без внимания. Много внимания уделяют родители своим детям и дома. Ведь основа хороших казачьих традиций – это хорошая атмосфера в семье, атмосфера любви, доверия, взаимопонимания и заботы, что является залогом воспитания гармонично развитой личности.

Воспитательная работа в классе включает в себя:

— беседы, утренники, «круглые столы», встречи;

-праздники, утренники;

— практические занятия, военно-спортивные игры, походы, поездки;

— различные кружки, спортивные секции, месячники и дни патриотической работы, вахты памяти.

  1. Актуальность работы

2.1.Педагогическая целесообразность опыта организации работы по духовно-нравственному направлению в классе казачьей направленности.

В современных условиях модернизации российского образования одним из наиболее важных вопросов является формирование у  младших школьников ценностных ориентаций, основанных на традициях казачества края, воспитание гражданственности и патриотизма. Этому способствует организация системы воспитательная работа по духовно-нравственному направлению в классах казачьей направленности. Ознакомление с исторически сложившимися духовными, культурными, этнонациональными традициями жителей Краснодарского края начинается с младшего школьного возраста, что позволяет уже на втором уровне образования активно работать с учащимися класса над освоением норм совести и морали, духовности и патриотизма при непосредственном участии представителей станичного казачества и духовных наставников казачат.

Только через познание духовных традиций малой родины, прикосновение к героическому прошлому, изучение настоящего подрастающее поколение осознает свою сопричастность к родной стране, задумывается о будущем.

Кубань давно стала многонациональным регионом, более 20% жителей —  переселенцы из других регионов России (люди далёкие от  проблем  казачества).  Учитывая эту особенность, я пришла к выводу, что воспитательный процесс  должен проходить постепенно, ненавязчиво, увлекательно, с учётом возрастных особенностей учащихся 1-4 классов, с активным вовлечением в воспитательный процесс родителей учащихся (законных представителей), в сотрудничестве с заинтересованными социальными структурами общества.

Казачата должны жить судьбой своего народа, Отечества, с волнением и гордостью, с восхищением перечитывать каждую строчку героической истории, которая представляет собой могучую вечно живую силу, ощущать  свою причастность к людям, осваивавшим кубанские степи, строившим поселки, станицы, города. К.Д. Ушинский отмечал, что “поля родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека”.

Программа духовно-нравственного воспитания в классах казачьей направленности работает в школе с 2008 года и стабильно даёт положительные результаты воспитания и обучения казачат. Но 2020 год внёс свои коррективы как в учебный, так и в воспитательный процессы. В 2020-2021, 2021-2022  учебных годах школа активно использует дистанционный формат обучения и воспитания.

На сайте классного руководителя http://mva.pavlovka.ru/ создана страница для родителей обучающихся «Читаем Библию вместе», а для детей работают активные ссылки для просмотра видео с библейскими сюжетами, прослушивания аудио.

Работа по изучению курса «Основы православной культуры» в дистанционном формате ведётся на платформе zoom, проводятся консультации для родителей и обучающихся через WhatsApp. Следует отметить, что данная работа вызвала больший интерес участников образовательного процесса, чем в традиционном режиме. Думаю, это связано с непривычными условиями неизвестности и непонимания происходящего, страха перед болезнью.

Изучение курса «История и культура кубанского казачества» перенесено в оfline режим. Учащиеся получают задание, выполняя, отправляют учителю фото и аудио материалы по заданной теме. Полученные материалы размещаются в общей группе WhatsApp, на сайте школы http://p.shkola2.pavlovka.ru/.

2.2.Возможность использования опыта школы в практике других регионов.

Смысл работы классного руководителя  по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника заключается в том, чтобы помогать ребенку продвигаться от элементарных навыков поведения в семье к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Традиционные духовно-нравственные ценности казачества неразрывно связаны с  православием.  «Кодекс чести казака» гласит:

«Казак! Будь благочестив и богомолен. Не забывай Отца твоего небесного, и Он не оставит тебя в трудную минуту, ободрит и поддержит, наставит на путь истинный. Не забывай Церковь Православную. Посещай и поддерживай храмы. Шесть дней посвяти трудам и себе. Седьмой – Богу. «Без бога не до порога». Если сомнение коснулось твоей души, и ты не знаешь, как поступить, поступай по обычаю своего народа и Вере предков. Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все Казачество».

Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Поэтому, каждый день реализации программы духовно-нравственного воспитания в классе направлен на формирование жизненно важных ценностей будущего нашей страны. И не важно, в каком регионе, в городе или селе! Важно содержание работы и личная заинтересованность классного руководителя.

А дистанционный формат общения, привлечение к просмотру учебных фильмов в домашней обстановке с последующим обсуждением и анализом просмотренного в кругу семьи. Общение внутри класса в оnline и offline формате позволит проявиться учащимся, которые привыкли «отсиживаться в тени».

  1. II. Основная часть.

2.1. Обучающий компонент. Реализация воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности в классе казачьей направленности.

С 2008 года в нашей школе работают классы казачьей направленности. За это время разработаны и утверждены:

Программа духовно-нравственного воспитания в классах казачьей направленности (утверждена приказом директора школы от 31.08.2018 г. № 127) ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Рабочая программа по «Кубановедению», реализующая региональный компонент содержания образования и дополненная разделом «Духовные истоки Кубани» по годам обучения (утверждена на педагогическом совете школы 31.08.2020 г, протокол № 1) ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества», направленная на приобщение младших школьников к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры прошлого и настоящего своей семьи, станицы, края; знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными и духовными особенностями, основными ремеслами, видами труда, с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам. (утверждена на педагогическом совете школы 30.08.2018 г, протокол № 1) ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

-Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры». Содержание курса направленно на развитие социально значимых знаний об элементарных этических нормах в общении с другими людьми, умение демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь высказать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться). (утверждена на педагогическом совете школы 31.08.2018 г, протокол № 1) ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

-Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Казачья доблесть» направлена на решение проблемы возрождения  казачьих традиций, обычаев, быта среди учащихся начальных классов. Совершенствование физического  и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.

Результативность  работы в урочное и внеурочное время:

Направления Форма проведения Участники Результативность
Урок «Кубановедение»

 

урок,

практикум,

экскурсия,

встреча,

предметная неделя

Учащиеся класса казачьей направленности Формирование бережного отношения к культурному наследию наших предков
Кружок «Основы православной культуры»

 

 

Занятие в рамках внеурочной деятельности Учащиеся, их родители, представители Павловского казачьего общества, духовенства Уважительное отношение к семье, близким и родным, соблюдение норм культурного поведения в общества, личная заинтересованность в самосовершенствовании.
Кружок «История и культура кубанского казачества»

 

Занятие в рамках внеурочной деятельности Учащиеся класса казачьей направленности, представители Павловского казачьего общества, духовенства Результативность участия в творческих конкурсах различного уровня, соблюдение исторически сложившихся заповедей казаков Кубани, принятие духовных ценностей семьи и общества.
Кружок «Казачья доблесть» Занятие в рамках внеурочной деятельности Учащиеся класса казачьей направленности, представители Павловского казачьего общества Результативность участия в спортивных соревнованиях различного уровня, соблюдение норм здорового образа жизни.

Содержание учебного материала по каждому курсу пропитано историческими фактами, сведениями из жизни святых, духовным и светским традициям семьи, станицы, края,  способствует формированию духовно-нравственной личности и становлению активной жизненной позицией, казачата осознают свою принадлежность к определенной культурной среде, у них формируются любовь к родной земле, гордость за принадлежность к казачьему роду.

Активные ссылки для самостоятельного дистанционного формата изучения:

«Кубановедение»

https://кубановедение.рф/

«История и культура кубанского казачества»

https://admkrai.krasnodar.ru/content/1217/

https://otdyhpress.ru/tradicii_mira/tradicii-i-obychai-kubanskih-kazakov.html

«Основы православной культуры»

http://georgievka.cerkov.ru/voskresnaya-shkola/pravoslavnye-resursy-internet-dlya-detej/

https://jesuslove.ru/children/

http://svyato-uspenskiy.cerkov.ru/kontakty/

3.2. Развивающий компонент. Общекультурное, личностное и духовное самосовершенствование через совместную коллективную деятельность.

Школа по своей сути является храмом не только науки, но и храмом духовности и нравственности.

Базовые ценности формируются в урочной и внеурочной деятельности через: с привлечением представителей казачьего общества, представителей духовенства и  родителей обучающихся
Семья  и общество Ø  Личностно-ориентированный подход

 

Ø  Деятельностный подход в обучении и воспитании

 

 

Ø  Практико-ориентированные технологии

 

Принцип совместной деятельности. Только в совместной деятельности учащиеся приобретут багаж социально значимых знаний, отношений и необходимых действий.

Принцип системности воспитания регламентирует адекватность подбора содержания и форм воспитания, логичного «перетекания» одних воспитывающих дел в другие.

Принцип личностного участия в жизни учащегося направлен на ребенка как на главную ценность воспитания.

Принцип опоры на авторитет. В младшем школьном возрасте, как ни в каком другом, ребенок наиболее чувствителен к влиянию на него личности педагога, что требует от последнего особой осторожности в словах и действиях.

Принцип учёта возрастных, национальных, гендерных и индивидуальных  особенностей учащихся. Воспитание духовности и нравственности как живой организм согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту, национальности  и иным индивидуальным особенностям ребенка.

Труд и творчество
Общество и гражданственность
Наука и религия
Малая родина и огромная страна
Искусство и литература
Природа и экология

Создание развивающей среды с целью формирования и развития базовых ценностей через совместную деятельность, подготовку и проведение внутриклассных, общешкольных  мероприятий.

Формирования нравственной культуры: праздник «С днем рождения, любимая станица», акции «Георгиевская ленточка», «Поздравь. Ветерана!», социальный проект «Современные герои», выставка «Кубанский щедрый край», праздник «Посвящение в казачата», линейка «День освобождения района от фашистских захватчиков», праздник «День защитника Отечества», беседы, встречи с интересными людьми.

Формирования социальной культуры: праздник «О дружбе и друзьях», проект «В гармонии с собой и окружающими», конкурс «Прекрасное и безобразное в жизни человека», линейка  «Новое поколение выбирает нравственные ценности», акция «Давай делать добрые дела», День вежливости.

Формирования семейной культуры: акция «Семейные мастерские», выставка работ «Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера», участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества, выставка «Наши умельцы…», беседа с наставником казачат, посещение дома-музея семьи Степановых, оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: спортивные соревнования, смотр песни и строя.

Формирование  ценностного отношения к природе, окружающей среде: экологический марафон, акция «Красная книга Кубани», виртуальные экскурсии по заповедным местам Кубани.

Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях: творческие встречи в ДШИ ст. Павловской, в РДК с представителями искусства, концертные программы к праздникам, смотр патриотической песни, «Рождественские посиделки», посещение храма, встречи с представителями духовенства.

Годовой план совместной деятельности МАОУ СОШ №2 им. И.М.Суворова ст. Павловской и Павловского станичного казачьего общества

на 2021-2022 учебный год

№п/п Мероприятие Дата проведения Ответственный
1. День знаний.

 

01.09.2020 г Классный руководитель,  казаки наставники
2. Классный час,  посвященный Дню  образования

Краснодарского края

13.09.2020г Классный руководитель,  казаки наставники
3. Встреча с казачьим

наставником, посвященная

Дню образования

Кубанского казачества

12.10.2020 г Классный руководитель,  казаки наставники
4. «Час православия» -встречи

со священнослужителями

15.11.2020 г Классный руководитель,  казаки наставники, представители Свято-Успенского храма
5. Классный час, посвящённый героизму кубанских матерей 29.11.2020 г Классный руководитель,  казаки наставники
6. Рождественские посиделки 13.01.2021 г Классный руководитель,  казаки наставники
7. Виртуальная экскурсия «Кубанские пластуны» 04.02.2021 г Классный руководитель,  казаки наставники
8. Классный час, посвящённый освобождению Павловского района от немецко-фашистских захватчиков 19.02.2021 г Классный руководитель,  казаки наставники
9. «Час православия» — встречи

со священнослужителями

15.03.2021 г Милосердова В.А. казаки наставники
10. Участие в мероприятиях,

посвященных Дню Победы

08.05.2021 г Классный руководитель,  казаки наставники, представители Свято-Успенского храма

Казачата школы активно участвуют в поисковой работе в рамках школьного музея. Выставки, организованные учащимися стали визитной карточкой школы при проведении Дня открытых дверей, праздничных мероприятий ко Дню матери, рождественских и пасхальных праздников, в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.

Учащиеся класса занимаются в спортивных секциях школы, ДЮСШ, ДШИ, ЦДОД № 1 и др.

Занятость учащихся во внеурочное время по годам обучения:

Учебный год Количество учащихся в классе Количество учащихся, посещающих ДЮСШ Количество учащихся, посещающих ДШИ Количество учащихся, посещающих ЦДОД № 1
2020-2021 30 12 4 6
2021-2022 30 14 5 9

Казачата активно изучают достопримечательности родного края. (Поездка на конеферму, автобусная экскурсия по памятным местам Павловского района, пешеходная экскурсия «Достопримечательности родной станицы», экскурсии в музей, в отдел ветеранов, Свято-Успенский храм ст. Павловской, дом-музей семьи Степановых). С переходом на дистанционный формат обучения поездки заменены виртуальными экскурсиями с последующим обсуждением.

Вся воспитательная работа освещена на школьном сайте, в СМИ.

 

 

  • Воспитательный компонент. Наличие системы воспитательной работы, цикличность мероприятий, традиции класса

За время работы классным руководителем в классе казачьей направленности трижды казачата – выпускники начальной школы доказывали положительную результативность проведённой воспитательной работы (по отзывам самих учащихся их родителей и учителей школы)

Созданная система воспитательной работы по духовно-нравственному направлению в классе казачьей направленности обеспечивает  организацию жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектив и  представляет собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов,  способствует развитию каждой отдельно взятой личности и коллектива в целом в духе народных кубанских традиций.

Категория участников Содержание  воспитательной работы
Классный руководитель Внеклассные мероприятия на основе исторического материала районного и школьного музеев.
Изучение ремёсел местных жителей, организация выставок кубанских умельцев, знакомство с технологией изготовления поделок.
Знакомство с культурным, духовным наследием станичного казачьего общества, творчеством местных поэтов и композиторов, разучивание песен.
Активная деятельность в рядах Союза казачьей молодёжи Кубани.
Совместные мероприятия с представителями духовенства
Классный руководитель

+

родители

Тематические родительские собрания с участием учащихся, представителей Павловского казачьего общества, представителей духовенства.
Совместные внеклассные мероприятия, поездки, походы, экскурсии.
Классный руководитель

+

работники школы

Кружок «История и культура кубанского казачества».
Кружок «Основы православной культуры».
Кружок «Казачья доблесть».
Школьный музей.
Школьная библиотека.
Школьная мемориальная доска
Классный руководитель

+

наставник Павловского казачьего общества

Занятия по изучению истории края, района, станицы.
Встречи, беседы направленные на возрождение духовных, исторических традиций кубанского казачества
Совместные поездки, экскурсии.
Классный руководитель

+

Представители Свято-Успенского храма ст. Павловской

Встречи со священнослужителями
Посещение Свято-Успенского храма с учащимися класса казачьей направленности, родителями обучающихся
Проведение совместных мероприятий

 

Цикличность классных и общешкольных мероприятий:

Название мероприятий Цикличность проведения Категория участников
Общешкольные:
Праздник «Посвящение в казачата» Ежегодно, ноябрь Учащиеся, их родители, представители Павловского казачьего общества, духовенства,  администрации муниципального образования Павловский район
Рождественские встречи Ежегодно, январь Учащиеся, их родители, представители Павловского казачьего общества, духовенства
Смотр песни и строя Ежегодно, февраль Учащиеся, представители Павловского казачьего общества
Конкурс патриотической песни Ежегодно, февраль Учащиеся, представители Павловского казачьего общества
Пасха в кубанской семье Ежегодно, апрель Учащиеся, их родители, представители Павловского казачьего общества, духовенства
Выставка декоративно-прикладного искусства Ежегодно, май Учащиеся, их родители, представители Павловского казачьего общества
Классные мероприятия:
Встреча с наставником класса Регулярно, 2 раза в месяц Учащиеся, их родители, представители Павловского казачьего общества
Экскурсии, поездки Регулярно, согласно,  плана воспитательной работы Учащиеся, их родители
Классные часы Регулярно,
1 раз в неделю
Учащиеся
Внеклассные мероприятия Регулярно,
1 раз в четверть
Учащиеся, их родители, представители Павловского казачьего общества

При переходе в дистанционный формат работы классным руководителем  активно используется платформа zoom, собственный сайт, индивидуальное и групповое общение через  WhatsApp. В содержание занятий и мероприятий вносятся коррективы, с учётом возможностей обучающихся и их родителей. Классный руководитель активно применяет формы работы направленные на развитие творческих, интеллектуальных, коммуникативных особенностей казачат. Регулярно проводится информационно-разъяснительная работа.

Традиции класса

Культурно-исторические

 Цель: формирование духовно-нравственных ценностей и этнокультурного сознания.

Мероприятия:  встречи с ветеранами войны и труда, с воинами-интернационалистами, концерты для ветеранов и пожилых людей в «День пожилого человека»,  экскурсии в школьный и районный музеи, по боевым и памятным местам.

 Духовные

Цель: воспитание учащихся классов казачьей направленности посредством приобщения к ценностям православной культуры.

Мероприятия:  Посещение храма, встречи с представителями духовенства, проведение часа духовности.

Спортивно-оздоровительные

Цель: формирование физической культуры и потребности в здоровом образе жизни.

Проведение Дней Здоровья, смотра строя и песни, участие в военно – спортивных играх, походах.

Структура самоуправления

Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:

Совет  отряда
  • планирует работу в классе;
  • подводит итоги работы;
  • распределяет поручения между творческими группами.
Курени организуют:
  • дежурство по школе, в классе;
  • работу классного пресс-центра;
  • инициируют участие в интересных делах школы, класса;
  • контролируют результативность  учебно-исследовательской деятельности школьников.

Коллектив класса является эффективным средством воспитания казачат и важной средой их духовно-нравственного развития. В начальной школе процесс формирования  классного коллектива только начинается. Успешному осуществлению этого процесса способствуют:

  • инициирование и поддержка детского самоуправления, распределение сфер полномочий и ответственности и между детьми.
  • игры и тренинги на сплочение классных коллективов, проводимые классными руководителями совместно со школьным психологом.
  • внутриклассные КТД.
  • традиционные походы выходного дня, приуроченные к сменам времен года, организуемые классными руководителями 4 раза в год для наблюдения за природой и сплочения классных сообществ.
  • акция «Секретный друг», периодически проводимая в классе для моральной и эмоциональной поддержки наиболее нуждающихся в этом учащихся: оказание одноклассниками незаметной, «секретной» помощи ребенку в течение всего дня с последующим общим обсуждением итогов проведенной акции.

5.Результативность.

Результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся классов казачьей направленности распределяются по трем уровням.

Результаты первого уровняприобретение младшими школьниками социально значимых знаний:

  • О нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества.
  • О нормах и традициях природоохранной деятельности человека и экологического образа жизни.
  • О нормах и традициях миротворческой деятельности человека.
  • О нормах и традициях поведения человека в пространстве культуры, его взаимодействия с культурными ценностями прошлого и настоящего.
  • О нормах и традициях познавательной деятельности человека и его поведения в информационном пространстве.
  • О нормах и традициях, связанных с выбором профессии и осуществлением человеком трудовой деятельности.
  • О нормах и традициях взаимодействия человека с другими людьми.
  • О нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе.
  • О нормах и традициях здорового образа жизни.
  • О нормах и традициях, связанных с самопознанием, самооценкой, самореализацией человека.

Результаты второго уровняразвитие социально значимых отношений младших школьников:

  • к Отечеству.
  • к природе, бережного отношения к ее богатствам.
  • к миру, негативного отношения к войне и насилию.
  • к труду и людям труда.
  • к культуре, культурным ценностям, культуре поведения.
  • к знанию.
  • к другим людям, гуманного, милосердного, сострадательного отношения к человеку.
  • к людям иной культуры, иной национальности, веры, негативного отношения к различным формам расизма, фашизма и ксенофобии.
  • к здоровью.
  • к своему внутреннему миру, формирование чувства самопринятия, повышение caмооценки школьников.

Результаты третьего уровнянакопление младшими школьниками опыта социально значимого действия:

  • самообслуживания и самоорганизации.
  • организации совместной деятельности с другими школьниками.
  • принятия на себя ответственности за дело и других людей.
  • волонтерской (добровольческой) деятельности.

Контроль и оценка качества воспитания младших школьников

Оценка качества воспитания в нашем образовательном учреждении осуществляется в целях поиска и решения проблем воспитания младших школьников, а также совершенствования воспитательной деятельности педагогов. Данная оценка является не оценкой конкретного ребенка, а самооценкой воспитательной деятельности школы; она производится на основе  неперсонифицированных методик и используется для выявления проблемного поля школьного воспитания.

Качество результатов воспитания школьников. Оценка качества результатов воспитания учащихся классов казачьей направленности производится путем сопоставления поставленных в каждом классе целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых педагогическим наблюдением и при помощи специально разработанного опросника «Личностный рост» (для учащихся 4-х классов).

Критерием качества результатов воспитания является динамика личностного роста школьников, а его показателями:

-приобретение казачатами социально значимых знаний (знаний о социально-значимых нормах и традициях);

-развитие социально-значимых отношений среди учащихся класса (позитивных отношений к базовым общественным ценностям);

-накопление школьниками опыта социально-значимого действия.

Осуществляют оценку качества результатов воспитания классные руководители совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе.

Динамика результатов обучения во внеурочной деятельности.

Учащимися классов казачьей направленности систематически посещали кружки в школе, в ЦДОД№1, ДЮСШ, ДШИ ст Павловской.

Учебный год Класс Количество учащихся % охвата учащихся дополнительным образованием в школе % охвата учащихся дополнительным образованием вне школы
2020-2021 30 100 100
2021-2022 28 100 100

Учащимися классов казачьей направленности ежегодно принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах научных проектов школьников в рамках научно-практической конференции «Эврика ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани, всероссийских игровых конкурсах.

Ежегодно казачата активно участвуют в конкурсах и олимпиадах на муниципальном краевом и всероссийском уровне. С 2020 года участие перенесено в online формат. При этом следует отметить увеличение активности учащихся на 24,5%.

Казачата школы активно участвуют в поисковой работе в рамках школьного музея. Выставки, организованные учащимися стали визитной карточкой школы при проведении Дня открытых дверей, праздничных мероприятий ко Дню матери, рождественских и пасхальных праздников, в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.

Результативность участия в акциях:

Учебный год Название акции Количество участников Результативность
2020-2021 Акция «Здоровым быть – это модно!» 30 Информация представлена на сайте школы http://p.shkola2.pavlovka.ru/
Акция «Изумрудное сердце» 30
Акция «Песни, опаленные войной» 30
Акция «Георгиевская ленточка» 30
2021-2022 Всероссийская акция «Блокадный хлеб» 30 Информация представлена на сайте школы http://p.shkola2.pavlovka.ru/
Акция  «Спешите творить добро» 30

Представителями Павловского казачьего общества в каждом казачьем классе создана библиотечка  художественной, познавательной и фольклорной литературы.

Силами учителей, учащихся  и их родителей в школе накоплена большая база интерактивные пособий, виртуальные экскурсии, познавательные и мультипликационные фильмы, направленных на  познание истоков духовной культуры, фольклорных традиций,  исторических фактов, народной мудрости жителей Кубани.

Литература

  1. М. В. Мирук, Е. Н. Еременко, О. В. Чуп  «История и культура кубанского казачества», 1-4 классы, издательство «Традиция», 2009г
  2. Бородина А. В. История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. — Изд. 6-е испр. и доп. — М., 2007.
  3. Бородина А. В. История религиозной культуры: Концепция и программа учебного курса. — М., 2001

 

https://disk.yandex.ru/i/sftiIdjyb-6djQ

/*

*/