Опыт работы
- Пояснительная записка.
1.1. Цели и задачи работы классного руководителя по духовно-нравственному направлению в классе казачьей направленности.
Богатая культура кубанского казачества представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно – нравственного, патриотического и физического воспитания. В условиях благоприятного развития нашего края изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания младших школьников. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности» (Стратегия развития Воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р). Учащиеся начальной школы сегодня – это будущее нашей страны, а, как известно будущее не может существовать без прошлого и настоящего.
В современных социо-культурных условиях содержание образования в казачьих классах определяется необходимостью достижения таких целей, как
- воспитание патриота Кубани, знающего, любящего, бережно относящегося и приумножающего её культуру, природу, традиции;
- формирование духовной зрелости и христианской нравственности юных кубанцев.
Достижение поставленных целей возможно через решение практических задач:
-создать образовательную среду на втором уровне обучения направленную на формирование и развитие духовных, нравственных качеств учащихся 1-4 классов, на реализацию творческого потенциала в учебной и социальной деятельности на основе моральных норм и исторически сложившихся традиций казаков Кубани;
-способствовать становлению и укреплению основ духовности и нравственности учащихся классов казачьей направленности, основанной на свободе воли и духовных традициях казачества, нравственных устоев семьи и общества, собственной внутренней установке «поступать по совести»;
— развивать способности казачат формулировать собственные нравственные обязательства перед собой и обществом, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
1.2. Направления работы и базовые ценности:
Направления | Базовые нравственные ценности | |
1 | Воспитание гражданственности, патриотизма | любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. |
2 | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике |
3 | Воспитание трудолюбия | уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие |
4 | Формирование ценностного отношения к семье | уважение родителей; забота о старших и младших |
5 | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | родная земля; природа Кубани; экологическое сознание |
6 | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве |
1.3. Взаимодействие школы с Павловским казачьим обществом, представителями духовенства, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, с семьями обучающихся.
Совместная деятельность школы и Павловского казачьего общества, представителей духовенства, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта направлена на решение поставленных задач по всем направлениям воспитания здорового подрастающего поколения казачат в соответствии с заветами и традициями своих предков.
Ведущую роль в формировании духовных и культурных ценностей казачат занимает православие. Не один христианский праздник, проводимый в нашей школе, не обходится без участия церкви и представителей станичного казачьего общества.
Налажена взаимосвязь и разработаны планы по взаимодействию ЦДОД № 1, ДШИ, ДЮСШ.
Большую помощь в организации работы класса оказывают родители. Хорошо работает родительский комитет: любое дело, любой вопрос или просьба не остаётся без внимания. Много внимания уделяют родители своим детям и дома. Ведь основа хороших казачьих традиций – это хорошая атмосфера в семье, атмосфера любви, доверия, взаимопонимания и заботы, что является залогом воспитания гармонично развитой личности.
Воспитательная работа в классе включает в себя:
— беседы, утренники, «круглые столы», встречи;
-праздники, утренники;
— практические занятия, военно-спортивные игры, походы, поездки;
— различные кружки, спортивные секции, месячники и дни патриотической работы, вахты памяти.
- Актуальность работы
2.1.Педагогическая целесообразность опыта организации работы по духовно-нравственному направлению в классе казачьей направленности.
В современных условиях модернизации российского образования одним из наиболее важных вопросов является формирование у младших школьников ценностных ориентаций, основанных на традициях казачества края, воспитание гражданственности и патриотизма. Этому способствует организация системы воспитательная работа по духовно-нравственному направлению в классах казачьей направленности. Ознакомление с исторически сложившимися духовными, культурными, этнонациональными традициями жителей Краснодарского края начинается с младшего школьного возраста, что позволяет уже на втором уровне образования активно работать с учащимися класса над освоением норм совести и морали, духовности и патриотизма при непосредственном участии представителей станичного казачества и духовных наставников казачат.
Только через познание духовных традиций малой родины, прикосновение к героическому прошлому, изучение настоящего подрастающее поколение осознает свою сопричастность к родной стране, задумывается о будущем.
Кубань давно стала многонациональным регионом, более 20% жителей — переселенцы из других регионов России (люди далёкие от проблем казачества). Учитывая эту особенность, я пришла к выводу, что воспитательный процесс должен проходить постепенно, ненавязчиво, увлекательно, с учётом возрастных особенностей учащихся 1-4 классов, с активным вовлечением в воспитательный процесс родителей учащихся (законных представителей), в сотрудничестве с заинтересованными социальными структурами общества.
Казачата должны жить судьбой своего народа, Отечества, с волнением и гордостью, с восхищением перечитывать каждую строчку героической истории, которая представляет собой могучую вечно живую силу, ощущать свою причастность к людям, осваивавшим кубанские степи, строившим поселки, станицы, города. К.Д. Ушинский отмечал, что “поля родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека”.
Программа духовно-нравственного воспитания в классах казачьей направленности работает в школе с 2008 года и стабильно даёт положительные результаты воспитания и обучения казачат. Но 2020 год внёс свои коррективы как в учебный, так и в воспитательный процессы. В 2020-2021, 2021-2022 учебных годах школа активно использует дистанционный формат обучения и воспитания.
На сайте классного руководителя http://mva.pavlovka.ru/ создана страница для родителей обучающихся «Читаем Библию вместе», а для детей работают активные ссылки для просмотра видео с библейскими сюжетами, прослушивания аудио.
Работа по изучению курса «Основы православной культуры» в дистанционном формате ведётся на платформе zoom, проводятся консультации для родителей и обучающихся через WhatsApp. Следует отметить, что данная работа вызвала больший интерес участников образовательного процесса, чем в традиционном режиме. Думаю, это связано с непривычными условиями неизвестности и непонимания происходящего, страха перед болезнью.
Изучение курса «История и культура кубанского казачества» перенесено в оfline режим. Учащиеся получают задание, выполняя, отправляют учителю фото и аудио материалы по заданной теме. Полученные материалы размещаются в общей группе WhatsApp, на сайте школы http://p.shkola2.pavlovka.ru/.
2.2.Возможность использования опыта школы в практике других регионов.
Смысл работы классного руководителя по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника заключается в том, чтобы помогать ребенку продвигаться от элементарных навыков поведения в семье к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Традиционные духовно-нравственные ценности казачества неразрывно связаны с православием. «Кодекс чести казака» гласит:
«Казак! Будь благочестив и богомолен. Не забывай Отца твоего небесного, и Он не оставит тебя в трудную минуту, ободрит и поддержит, наставит на путь истинный. Не забывай Церковь Православную. Посещай и поддерживай храмы. Шесть дней посвяти трудам и себе. Седьмой – Богу. «Без бога не до порога». Если сомнение коснулось твоей души, и ты не знаешь, как поступить, поступай по обычаю своего народа и Вере предков. Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все Казачество».
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Поэтому, каждый день реализации программы духовно-нравственного воспитания в классе направлен на формирование жизненно важных ценностей будущего нашей страны. И не важно, в каком регионе, в городе или селе! Важно содержание работы и личная заинтересованность классного руководителя.
А дистанционный формат общения, привлечение к просмотру учебных фильмов в домашней обстановке с последующим обсуждением и анализом просмотренного в кругу семьи. Общение внутри класса в оnline и offline формате позволит проявиться учащимся, которые привыкли «отсиживаться в тени».
- II. Основная часть.
2.1. Обучающий компонент. Реализация воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности в классе казачьей направленности.
С 2008 года в нашей школе работают классы казачьей направленности. За это время разработаны и утверждены:
—Программа духовно-нравственного воспитания в классах казачьей направленности (утверждена приказом директора школы от 31.08.2018 г. № 127) ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
—Рабочая программа по «Кубановедению», реализующая региональный компонент содержания образования и дополненная разделом «Духовные истоки Кубани» по годам обучения (утверждена на педагогическом совете школы 31.08.2020 г, протокол № 1) ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
—Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества», направленная на приобщение младших школьников к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры прошлого и настоящего своей семьи, станицы, края; знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными и духовными особенностями, основными ремеслами, видами труда, с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам. (утверждена на педагогическом совете школы 30.08.2018 г, протокол № 1) ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
-Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры». Содержание курса направленно на развитие социально значимых знаний об элементарных этических нормах в общении с другими людьми, умение демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь высказать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться). (утверждена на педагогическом совете школы 31.08.2018 г, протокол № 1) ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
-Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Казачья доблесть» направлена на решение проблемы возрождения казачьих традиций, обычаев, быта среди учащихся начальных классов. Совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.
Результативность работы в урочное и внеурочное время:
Направления | Форма проведения | Участники | Результативность |
Урок «Кубановедение»
|
урок,
практикум, экскурсия, встреча, предметная неделя |
Учащиеся класса казачьей направленности | Формирование бережного отношения к культурному наследию наших предков |
Кружок «Основы православной культуры»
|
Занятие в рамках внеурочной деятельности | Учащиеся, их родители, представители Павловского казачьего общества, духовенства | Уважительное отношение к семье, близким и родным, соблюдение норм культурного поведения в общества, личная заинтересованность в самосовершенствовании. |
Кружок «История и культура кубанского казачества»
|
Занятие в рамках внеурочной деятельности | Учащиеся класса казачьей направленности, представители Павловского казачьего общества, духовенства | Результативность участия в творческих конкурсах различного уровня, соблюдение исторически сложившихся заповедей казаков Кубани, принятие духовных ценностей семьи и общества. |
Кружок «Казачья доблесть» | Занятие в рамках внеурочной деятельности | Учащиеся класса казачьей направленности, представители Павловского казачьего общества | Результативность участия в спортивных соревнованиях различного уровня, соблюдение норм здорового образа жизни. |
Содержание учебного материала по каждому курсу пропитано историческими фактами, сведениями из жизни святых, духовным и светским традициям семьи, станицы, края, способствует формированию духовно-нравственной личности и становлению активной жизненной позицией, казачата осознают свою принадлежность к определенной культурной среде, у них формируются любовь к родной земле, гордость за принадлежность к казачьему роду.
Активные ссылки для самостоятельного дистанционного формата изучения:
«Кубановедение»
«История и культура кубанского казачества»
https://admkrai.krasnodar.ru/content/1217/
https://otdyhpress.ru/tradicii_mira/tradicii-i-obychai-kubanskih-kazakov.html
«Основы православной культуры»
http://georgievka.cerkov.ru/voskresnaya-shkola/pravoslavnye-resursy-internet-dlya-detej/
https://jesuslove.ru/children/
http://svyato-uspenskiy.cerkov.ru/kontakty/
3.2. Развивающий компонент. Общекультурное, личностное и духовное самосовершенствование через совместную коллективную деятельность.
Школа по своей сути является храмом не только науки, но и храмом духовности и нравственности.
Базовые ценности | формируются в урочной и внеурочной деятельности через: | с привлечением представителей казачьего общества, представителей духовенства и родителей обучающихся |
Семья и общество | Ø Личностно-ориентированный подход
Ø Деятельностный подход в обучении и воспитании
Ø Практико-ориентированные технологии
|
Принцип совместной деятельности. Только в совместной деятельности учащиеся приобретут багаж социально значимых знаний, отношений и необходимых действий.
Принцип системности воспитания регламентирует адекватность подбора содержания и форм воспитания, логичного «перетекания» одних воспитывающих дел в другие. Принцип личностного участия в жизни учащегося направлен на ребенка как на главную ценность воспитания. Принцип опоры на авторитет. В младшем школьном возрасте, как ни в каком другом, ребенок наиболее чувствителен к влиянию на него личности педагога, что требует от последнего особой осторожности в словах и действиях. Принцип учёта возрастных, национальных, гендерных и индивидуальных особенностей учащихся. Воспитание духовности и нравственности как живой организм согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту, национальности и иным индивидуальным особенностям ребенка. |
Труд и творчество | ||
Общество и гражданственность | ||
Наука и религия | ||
Малая родина и огромная страна | ||
Искусство и литература | ||
Природа и экология |
Создание развивающей среды с целью формирования и развития базовых ценностей через совместную деятельность, подготовку и проведение внутриклассных, общешкольных мероприятий.
Формирования нравственной культуры: праздник «С днем рождения, любимая станица», акции «Георгиевская ленточка», «Поздравь. Ветерана!», социальный проект «Современные герои», выставка «Кубанский щедрый край», праздник «Посвящение в казачата», линейка «День освобождения района от фашистских захватчиков», праздник «День защитника Отечества», беседы, встречи с интересными людьми.
Формирования социальной культуры: праздник «О дружбе и друзьях», проект «В гармонии с собой и окружающими», конкурс «Прекрасное и безобразное в жизни человека», линейка «Новое поколение выбирает нравственные ценности», акция «Давай делать добрые дела», День вежливости.
Формирования семейной культуры: акция «Семейные мастерские», выставка работ «Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера», участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества, выставка «Наши умельцы…», беседа с наставником казачат, посещение дома-музея семьи Степановых, оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: спортивные соревнования, смотр песни и строя.
Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде: экологический марафон, акция «Красная книга Кубани», виртуальные экскурсии по заповедным местам Кубани.
Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях: творческие встречи в ДШИ ст. Павловской, в РДК с представителями искусства, концертные программы к праздникам, смотр патриотической песни, «Рождественские посиделки», посещение храма, встречи с представителями духовенства.
Годовой план совместной деятельности МАОУ СОШ №2 им. И.М.Суворова ст. Павловской и Павловского станичного казачьего общества
на 2021-2022 учебный год
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Ответственный |
1. | День знаний.
|
01.09.2020 г | Классный руководитель, казаки наставники |
2. | Классный час, посвященный Дню образования
Краснодарского края |
13.09.2020г | Классный руководитель, казаки наставники |
3. | Встреча с казачьим
наставником, посвященная Дню образования Кубанского казачества |
12.10.2020 г | Классный руководитель, казаки наставники |
4. | «Час православия» -встречи
со священнослужителями |
15.11.2020 г | Классный руководитель, казаки наставники, представители Свято-Успенского храма |
5. | Классный час, посвящённый героизму кубанских матерей | 29.11.2020 г | Классный руководитель, казаки наставники |
6. | Рождественские посиделки | 13.01.2021 г | Классный руководитель, казаки наставники |
7. | Виртуальная экскурсия «Кубанские пластуны» | 04.02.2021 г | Классный руководитель, казаки наставники |
8. | Классный час, посвящённый освобождению Павловского района от немецко-фашистских захватчиков | 19.02.2021 г | Классный руководитель, казаки наставники |
9. | «Час православия» — встречи
со священнослужителями |
15.03.2021 г | Милосердова В.А. казаки наставники |
10. | Участие в мероприятиях,
посвященных Дню Победы |
08.05.2021 г | Классный руководитель, казаки наставники, представители Свято-Успенского храма |
Казачата школы активно участвуют в поисковой работе в рамках школьного музея. Выставки, организованные учащимися стали визитной карточкой школы при проведении Дня открытых дверей, праздничных мероприятий ко Дню матери, рождественских и пасхальных праздников, в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.
Учащиеся класса занимаются в спортивных секциях школы, ДЮСШ, ДШИ, ЦДОД № 1 и др.
Занятость учащихся во внеурочное время по годам обучения:
Учебный год | Количество учащихся в классе | Количество учащихся, посещающих ДЮСШ | Количество учащихся, посещающих ДШИ | Количество учащихся, посещающих ЦДОД № 1 |
2020-2021 | 30 | 12 | 4 | 6 |
2021-2022 | 30 | 14 | 5 | 9 |
Казачата активно изучают достопримечательности родного края. (Поездка на конеферму, автобусная экскурсия по памятным местам Павловского района, пешеходная экскурсия «Достопримечательности родной станицы», экскурсии в музей, в отдел ветеранов, Свято-Успенский храм ст. Павловской, дом-музей семьи Степановых). С переходом на дистанционный формат обучения поездки заменены виртуальными экскурсиями с последующим обсуждением.
Вся воспитательная работа освещена на школьном сайте, в СМИ.
- Воспитательный компонент. Наличие системы воспитательной работы, цикличность мероприятий, традиции класса
За время работы классным руководителем в классе казачьей направленности трижды казачата – выпускники начальной школы доказывали положительную результативность проведённой воспитательной работы (по отзывам самих учащихся их родителей и учителей школы)
Созданная система воспитательной работы по духовно-нравственному направлению в классе казачьей направленности обеспечивает организацию жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектив и представляет собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, способствует развитию каждой отдельно взятой личности и коллектива в целом в духе народных кубанских традиций.
Категория участников | Содержание воспитательной работы |
Классный руководитель | Внеклассные мероприятия на основе исторического материала районного и школьного музеев. |
Изучение ремёсел местных жителей, организация выставок кубанских умельцев, знакомство с технологией изготовления поделок. | |
Знакомство с культурным, духовным наследием станичного казачьего общества, творчеством местных поэтов и композиторов, разучивание песен. | |
Активная деятельность в рядах Союза казачьей молодёжи Кубани. | |
Совместные мероприятия с представителями духовенства | |
Классный руководитель
+ родители |
Тематические родительские собрания с участием учащихся, представителей Павловского казачьего общества, представителей духовенства. |
Совместные внеклассные мероприятия, поездки, походы, экскурсии. | |
Классный руководитель
+ работники школы |
Кружок «История и культура кубанского казачества». |
Кружок «Основы православной культуры». | |
Кружок «Казачья доблесть». | |
Школьный музей. | |
Школьная библиотека. | |
Школьная мемориальная доска | |
Классный руководитель
+ наставник Павловского казачьего общества |
Занятия по изучению истории края, района, станицы. |
Встречи, беседы направленные на возрождение духовных, исторических традиций кубанского казачества | |
Совместные поездки, экскурсии. | |
Классный руководитель
+ Представители Свято-Успенского храма ст. Павловской |
Встречи со священнослужителями |
Посещение Свято-Успенского храма с учащимися класса казачьей направленности, родителями обучающихся | |
Проведение совместных мероприятий |
Цикличность классных и общешкольных мероприятий:
Название мероприятий | Цикличность проведения | Категория участников |
Общешкольные: | ||
Праздник «Посвящение в казачата» | Ежегодно, ноябрь | Учащиеся, их родители, представители Павловского казачьего общества, духовенства, администрации муниципального образования Павловский район |
Рождественские встречи | Ежегодно, январь | Учащиеся, их родители, представители Павловского казачьего общества, духовенства |
Смотр песни и строя | Ежегодно, февраль | Учащиеся, представители Павловского казачьего общества |
Конкурс патриотической песни | Ежегодно, февраль | Учащиеся, представители Павловского казачьего общества |
Пасха в кубанской семье | Ежегодно, апрель | Учащиеся, их родители, представители Павловского казачьего общества, духовенства |
Выставка декоративно-прикладного искусства | Ежегодно, май | Учащиеся, их родители, представители Павловского казачьего общества |
Классные мероприятия: | ||
Встреча с наставником класса | Регулярно, 2 раза в месяц | Учащиеся, их родители, представители Павловского казачьего общества |
Экскурсии, поездки | Регулярно, согласно, плана воспитательной работы | Учащиеся, их родители |
Классные часы | Регулярно, 1 раз в неделю |
Учащиеся |
Внеклассные мероприятия | Регулярно, 1 раз в четверть |
Учащиеся, их родители, представители Павловского казачьего общества |
При переходе в дистанционный формат работы классным руководителем активно используется платформа zoom, собственный сайт, индивидуальное и групповое общение через WhatsApp. В содержание занятий и мероприятий вносятся коррективы, с учётом возможностей обучающихся и их родителей. Классный руководитель активно применяет формы работы направленные на развитие творческих, интеллектуальных, коммуникативных особенностей казачат. Регулярно проводится информационно-разъяснительная работа.
Традиции класса
Культурно-исторические
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей и этнокультурного сознания.
Мероприятия: встречи с ветеранами войны и труда, с воинами-интернационалистами, концерты для ветеранов и пожилых людей в «День пожилого человека», экскурсии в школьный и районный музеи, по боевым и памятным местам.
Духовные
Цель: воспитание учащихся классов казачьей направленности посредством приобщения к ценностям православной культуры.
Мероприятия: Посещение храма, встречи с представителями духовенства, проведение часа духовности.
Спортивно-оздоровительные
Цель: формирование физической культуры и потребности в здоровом образе жизни.
Проведение Дней Здоровья, смотра строя и песни, участие в военно – спортивных играх, походах.
Структура самоуправления
Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:
Совет отряда
- планирует работу в классе;
- подводит итоги работы;
- распределяет поручения между творческими группами.
Курени организуют:
- дежурство по школе, в классе;
- работу классного пресс-центра;
- инициируют участие в интересных делах школы, класса;
- контролируют результативность учебно-исследовательской деятельности школьников.
Коллектив класса является эффективным средством воспитания казачат и важной средой их духовно-нравственного развития. В начальной школе процесс формирования классного коллектива только начинается. Успешному осуществлению этого процесса способствуют:
- инициирование и поддержка детского самоуправления, распределение сфер полномочий и ответственности и между детьми.
- игры и тренинги на сплочение классных коллективов, проводимые классными руководителями совместно со школьным психологом.
- внутриклассные КТД.
- традиционные походы выходного дня, приуроченные к сменам времен года, организуемые классными руководителями 4 раза в год для наблюдения за природой и сплочения классных сообществ.
- акция «Секретный друг», периодически проводимая в классе для моральной и эмоциональной поддержки наиболее нуждающихся в этом учащихся: оказание одноклассниками незаметной, «секретной» помощи ребенку в течение всего дня с последующим общим обсуждением итогов проведенной акции.
5.Результативность.
Результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся классов казачьей направленности распределяются по трем уровням.
Результаты первого уровня — приобретение младшими школьниками социально значимых знаний:
- О нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества.
- О нормах и традициях природоохранной деятельности человека и экологического образа жизни.
- О нормах и традициях миротворческой деятельности человека.
- О нормах и традициях поведения человека в пространстве культуры, его взаимодействия с культурными ценностями прошлого и настоящего.
- О нормах и традициях познавательной деятельности человека и его поведения в информационном пространстве.
- О нормах и традициях, связанных с выбором профессии и осуществлением человеком трудовой деятельности.
- О нормах и традициях взаимодействия человека с другими людьми.
- О нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе.
- О нормах и традициях здорового образа жизни.
- О нормах и традициях, связанных с самопознанием, самооценкой, самореализацией человека.
Результаты второго уровня — развитие социально значимых отношений младших школьников:
- к Отечеству.
- к природе, бережного отношения к ее богатствам.
- к миру, негативного отношения к войне и насилию.
- к труду и людям труда.
- к культуре, культурным ценностям, культуре поведения.
- к знанию.
- к другим людям, гуманного, милосердного, сострадательного отношения к человеку.
- к людям иной культуры, иной национальности, веры, негативного отношения к различным формам расизма, фашизма и ксенофобии.
- к здоровью.
- к своему внутреннему миру, формирование чувства самопринятия, повышение caмооценки школьников.
Результаты третьего уровня — накопление младшими школьниками опыта социально значимого действия:
- самообслуживания и самоорганизации.
- организации совместной деятельности с другими школьниками.
- принятия на себя ответственности за дело и других людей.
- волонтерской (добровольческой) деятельности.
Контроль и оценка качества воспитания младших школьников
Оценка качества воспитания в нашем образовательном учреждении осуществляется в целях поиска и решения проблем воспитания младших школьников, а также совершенствования воспитательной деятельности педагогов. Данная оценка является не оценкой конкретного ребенка, а самооценкой воспитательной деятельности школы; она производится на основе неперсонифицированных методик и используется для выявления проблемного поля школьного воспитания.
Качество результатов воспитания школьников. Оценка качества результатов воспитания учащихся классов казачьей направленности производится путем сопоставления поставленных в каждом классе целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых педагогическим наблюдением и при помощи специально разработанного опросника «Личностный рост» (для учащихся 4-х классов).
Критерием качества результатов воспитания является динамика личностного роста школьников, а его показателями:
-приобретение казачатами социально значимых знаний (знаний о социально-значимых нормах и традициях);
-развитие социально-значимых отношений среди учащихся класса (позитивных отношений к базовым общественным ценностям);
-накопление школьниками опыта социально-значимого действия.
Осуществляют оценку качества результатов воспитания классные руководители совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе.
Динамика результатов обучения во внеурочной деятельности.
Учащимися классов казачьей направленности систематически посещали кружки в школе, в ЦДОД№1, ДЮСШ, ДШИ ст Павловской.
Учебный год | Класс | Количество учащихся | % охвата учащихся дополнительным образованием в школе | % охвата учащихся дополнительным образованием вне школы |
2020-2021 | 1в | 30 | 100 | 100 |
2021-2022 | 2в | 28 | 100 | 100 |
Учащимися классов казачьей направленности ежегодно принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах научных проектов школьников в рамках научно-практической конференции «Эврика ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани, всероссийских игровых конкурсах.
Ежегодно казачата активно участвуют в конкурсах и олимпиадах на муниципальном краевом и всероссийском уровне. С 2020 года участие перенесено в online формат. При этом следует отметить увеличение активности учащихся на 24,5%.
Казачата школы активно участвуют в поисковой работе в рамках школьного музея. Выставки, организованные учащимися стали визитной карточкой школы при проведении Дня открытых дверей, праздничных мероприятий ко Дню матери, рождественских и пасхальных праздников, в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.
Результативность участия в акциях:
Учебный год | Название акции | Количество участников | Результативность |
2020-2021 | Акция «Здоровым быть – это модно!» | 30 | Информация представлена на сайте школы http://p.shkola2.pavlovka.ru/ |
Акция «Изумрудное сердце» | 30 | ||
Акция «Песни, опаленные войной» | 30 | ||
Акция «Георгиевская ленточка» | 30 | ||
2021-2022 | Всероссийская акция «Блокадный хлеб» | 30 | Информация представлена на сайте школы http://p.shkola2.pavlovka.ru/ |
Акция «Спешите творить добро» | 30 |
Представителями Павловского казачьего общества в каждом казачьем классе создана библиотечка художественной, познавательной и фольклорной литературы.
Силами учителей, учащихся и их родителей в школе накоплена большая база интерактивные пособий, виртуальные экскурсии, познавательные и мультипликационные фильмы, направленных на познание истоков духовной культуры, фольклорных традиций, исторических фактов, народной мудрости жителей Кубани.
Литература
- М. В. Мирук, Е. Н. Еременко, О. В. Чуп «История и культура кубанского казачества», 1-4 классы, издательство «Традиция», 2009г
- Бородина А. В. История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. — Изд. 6-е испр. и доп. — М., 2007.
- Бородина А. В. История религиозной культуры: Концепция и программа учебного курса. — М., 2001