Сочинение-рассуждение

Сочинение – рассуждение

Функциональная грамотность

как важнейшее условие повышения качества образования

Вы слыхали о лох-несском чудовище? Именно этот таинственный обитатель шотландского озера является самым известным поводом для споров, с точки зрения существует он или не существует.

В среде учителей начальных классов так же активно обсуждается существование универсальных методов и приёмов, современных технологий направленных на формирование функционально грамотного ученика, который к концу 4-го класса научится работать с информацией из различных источников, красиво и логично излагать свои мысли в устной и письменной речи, практически применять свои знания из различных предметных областей, владеть иностранным(и) языком(амии), будет заботиться о своей планете, бережно относиться к истории родной страны, а самое главное успешно применять полученные знания в повседневной жизни.

Функционально грамотный обучающийся — главная тема для обсуждения на всех уровнях: в школах, в Министерстве просвещения, в Совете по науке и образованию при президенте РФ, в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. Почему же термин, известный ещё в далёкие 70-е становится ключевым в педагогике ХХI века?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода к формированию компетенций выпускников образовательных организаций: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

Современная функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

«Приобретённые в течение жизни знания» — значит процесс формирования «функциональной грамотности» непрерывен и нет предела совершенству. Тогда возникает вопрос, с какого жизненного этапа ребёнка надо начинать формировать универсальные действия?

На этот вопрос однозначного ответа не существует. Учителя начальных классов выдвигают целый перечень требований к уровню развития ребёнка дошкольного возраста. На что одни родители законно парируют «онжеребёнок», не надо его лишать детства!, а другие стремятся научить своего «вундеркинда» всему и сразу, нарушая законы детской психологии и физиологии. И та и другая позиция в конечном итоге вредит ребёнку. Развитие должно быть гармоничным, с учётом индивидуальных особенностей, в зоне ближайшего развития.

Силами родителей, воспитателей в детском саду, преподавателей студий и кружков современные дошколята отличаются от своих сверстников широкой осведомлённостью на бытовом уровне, разрозненными энциклопедическими знаниями и при этом:

-словарный (лексический) запас современного ребёнка очень серьёзно отличается от запаса ребёнка, который приходил в школу 10 лет назад;

-дети не готовы трудиться, у них нет мотивации для получения удовольствия нового знания,  потому что многие вещи и так достаются достаточно легко;

-у детей компьютеров, планшетов и телефонов отмечается неразвитость восприятия мира, низкий уровень развития логики и мышления, а это в будущем проблемы с математикой;

-современный ребенок, который чаще слышит слово «нельзя» (брать в руки спички, рисовать красками, играть с пластилином, подходить к окну, самостоятельно выходить на прогулку во двор), чем «можно»  с трудом ориентируется в пространстве, не может выполнить простейшую инструкцию.

Когда у меня спрашивают: «С какого возраста надо готовить ребёнка к школе?», я отвечаю: «С рождения!». Но это не значит, что нужно к трём годам научить ребёнка читать и писать. Это сделает учитель начальных классов. Малышу необходимо создать условия для развития высших психических функций головного мозга! А для этого надо как можно больше уметь делать руками: резать, лепить, крутить, собирать, строить, чертить, ломать и ремонтировать, придумывать и реализовывать мини проекты вместе с родителями.

И тогда мы получим настоящего «Почемучку», готового постигать новое и неизведанное на просторах школьного обучения. В обычном классе из 30 учащихся таких 1-2, они являются опорой учителя на уроке, показывают хорошие результаты на олимпиадах, занимаются научно-исследовательской деятельностью, ведут активный образ жизни.

А что же среднестатистический обучающийся сельской начальной школы, который из всего перечня учебных предметов обожает физическую культуру, музыку и технологию. Уроки математики для такого ученика равны полёту в космос.  Тетради по русскому языку пестрят красной пастой. А на вопрос о любимом литературном герое в лучшем случае он называет героев из любимых мультфильмов.  Такой ребёнок, чаще всего, отсиживается и отмалчивается, пока его более шустрые сверстники о чём-то спорят, что-то доказывают…

Представим, что такому горе-ученику повезёт с учителем и однажды на уроке математики он будет обычной метровой линейкой измерять длину и ширину классной комнаты, а потом это же действие выполнит дома в своей комнате, решит сложную задачу по нахождению площади, а дальше больше… Вместе с учителем и группой ребят отправится в библиотеку, где познакомится с Незнайкой и Чебурашкой, из русских народных сказок узнает, что добро побеждает зло, а мудростью и умом можно «воротить горы». Оказывается, в парке можно не только бегать и кататься на роликах! Дома он расскажет маме, как во время экскурсии все ребята класса важно проводили наблюдения, изучали изменения в природе, открывали тайны живой и неживой природы, делали предположения, спорили. А после экскурсии наметили план деятельности, распределили обязанности. Потом вечером вместе с отцом или дедушкой на подоконнике они высадят семена петрушки и будет наблюдать за ростками. А потом выступит перед классом с презентацией результатов своих наблюдений.

Смотрит учитель и не узнаёт  своего ученика, который вдруг перестал прятаться за спины одноклассников, тянет руку и что-то предлагает.

Следующий шаг учителя не упустить интерес ученика, который в начальной школе получить всё сложнее. Не смотря на то, что и оборудование в школе новое современное и учитель опытный, грамотный! При этом конкурировать с визуально-цифровым миром ребёнка, учителю сложно. Слово учителя против готовой картинки проигрывает. Нужны действия!

Таким образом «функциональная грамотность» в повседневной рутинной школьной жизни лежит «как бы» на поверхности и не надо изобретать велосипед, надо чтобы ребёнок действовал, постигал, изучал, применял, понимал.  И все от учителя до министра это понимают, при этом согласно последним исследованиям Федеральной службы по надзору в области образования «демонстрируя высокий уровень «классической» академической подготовки, российские школьники испытывают затруднения с применением знаний в реальных или нестандартных ситуациях при решении практических задач». Особенно отмечены проблемы с математическим образованием, а именно «решать задачи, встречающиеся в повседневной жизни и необходимые при изучении других предметов.

Почему так происходит? Решение задач любого вида (по учебному предмету или жизненно важных задач и проблем) — это сложный процесс, включающий мыслительную деятель­ность учащихся, актуализацию и применение знаний либо по образцу, либо в сходных ситуациях, всегда предполагает перенос ранее изученного в новые условия. Процесс переноса зависит от психофизиологических особенностей самого учащегося. Одни перестраивают изученное к новому, примеряют, приспосабливают методом проб и ошибок, другие выбирают готовые шаблоны, используя перебор вариантов. У каждого свой путь, который заключается в формировании умения действовать в незнакомой ситуации. Через деятельность, через анализ, через поиск решения, сопоставление и применение ранее полученных знаний и происходит формирование универсальных умений.

Таким образом, к концу обучения в начальной школе у среднестатистического четвероклассника будет сформированы азы обобщенного умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых ситуациях. А споры учителей начальных классов о существовании самого универсальной технологии продолжатся на новом витке педагогического самосовершенствования.

 

 

/*

*/