Метод проектов

Реализация метода проектов в урочной и внеурочной деятельности
на этапе начального обучения.

В ходе анализа уровня подготовки учащихся младшего школьного возраста школы соответствию требованиям ФГОС нового поколения  в работе начальной школы были выявлены  значимые  проблемы: низкая мотивация учащихся при переходе из 4-го в 5-й класс; младшие школьники не могут применять знания   при решении практико-ориентированных задач; испытывают затруднения при выполнении заданий направленных на поиск информации из различных источников; не приспособлены к активной деятельности; не коммуникабельны.

Коллективом учителей начальной школы были выделены основные виды деятельности направленные на интеграцию знаний и умений учащихся, формирование универсальных учебных действий: умение ориентироваться в обилии информации; целенаправленно искать и выбирать нужные сведения; структурировать знания; работать в группе, коллективе; критически и творчески мыслить.

«Человек рожден для мысли и действия», — говорили древние мудрецы, значит, для полноценного воспитания и развития необходимо создать такие условия, при которых младший школьник будет погружён в деятельность, состоящую из тесного переплетения знаний, умений, теории и практики. Образно говоря — это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Изучив современные подходы в педагогической дидактике, коллектив учителей начальной школы приступил к реализации требований ФГОС. В школе был разработан комплекс мероприятий направленных на решение триединой задачи обучения, воспитания и развития через вовлечение обучающихся в проектную деятельность.

Для организации проектной деятельности необходимы следующие условия:

  • компетентность педагога,
  • индивидуальность ребёнка,
  • интересные для учащихся темы работы.

Если один из трёх компонентов выпадает из системы, то система перестаёт работать. Первые два пункта сложностей не вызывали, так как в рамках заседаний школьного методического объединения учителей начальных классов была проведена плодотворная работа по разработке шаблонов проектов, с целью повышения профессиональной компетенции учителей, а учащиеся начальных классов всегда отличаются своей природной индивидуальностью и непосредственностью мышления. Практика показала, что интерес ребят к теме проекта  тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет.

Все проекты условно мы разделили на монопредметные (в рамках одного предмета) и межпредметные (объединяющие несколько предметов, направлений внеурочной деятельности). Темы детских проектных работ были тщательно отобраны с опорой на  содержание учебных предметов или из близких к ним областей, значимых и знакомых младшим школьникам. При осуществлении таких проектов учащиеся под руководством учителя проводили исследования, опыты, наблюдения, посещая музей, знакомились с архивными документами, изучали произведения классиков с последующим анализом и т.д. Организатором проектной работы на уроке первоначально выступал учитель, но в последующем инициатива плавно перешла в руки обучающихся и их родителей, учитель, же выступал в роли консультанта.

Начиная с первого класса через серию доступных творческих заданий, на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время, первоклассники познакомились с простейшими методами работы над проектом, освоили приёмы самоконтроля и самоанализа. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняли довольно сложные проекты, проводили коллективные научные исследования, в которые были включены результаты проектно-исследовательской  работы каждого ученика.

Изначально мы ограничили время работы над проектом 1-2 уроками, так как способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Для учащихся младшего школьного возраста важен результат работы над проектом. В нашей школе систематически проходят выставки, результативности проектной деятельности, работает школьное научное общество «Искатель». Учащиеся школы активные участники краевого конкурса учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика — ЮНИОР» академии наук учащихся Кубани.

Реализация метода проектов в урочной и внеурочной деятельности на практике ведет к изменению позиции не только ученика, но и учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

В качестве примера приведём однопредметный проект «Осенняя сказка» в рамках урока по окружающий мир по теме: «Учимся определять верх и низ» (программа «Я и мир вокруг нас» А.А.Вахрушева), 1 класс.

Цели урока: развитие умение определять направления «верх» и «низ», пользоваться этими понятиями, уметь объяснять мир, учить общению между людьми, развивать общеучебные умения.

Задачи урока.

Общеобразовательные:

  • Формировать умение ориентироваться в окружающем мире.
  • Учить различать понятия «верх», «низ».

Развивающие:

  • Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родной природе, самостоятельность суждений.
  • Способствовать воспитанию положительной мотивации в обучении.

Подготовка к проекту.

Заранее готовим с учащимися природный материал, необходимый для выполнения проектной работы – осенние листья, тонкие веточки деревьев и кустарников, мох, травинки, каштаны, жёлуди.

Работа над проектом.

Дети разбиты на творческие группы.

Перед учащимися ставится проблема:

-Что находится на дереве вверху поздней осенью, кто живёт внизу?

Учащиеся в группе составляют «Осеннюю сказку» с применением слов «верх», «низ», знаний о местах обитания насекомых и мелких животных, используя опору в виде рисунка дерева.

Затем каждая группа защищает свой проект.

Родители-эксперты оценивают проект согласно критериев:

  • Употребление в речи слов «верх», «низ».
  • Научность изложенных фактов.

В рамках проекта затрагивались вопросы экологического развития, расширения кругозора первоклассников, приобретение новых знаний.

Рассмотрим так же  межпредметный проект «Басня» в рамках урока литературного чтения (программа по литературному чтению Р.Н. Бунеева), 4 класс.

Проблема проекта: «Что такое басня?»

Цель проекта: сбор информации с целью ее анализа, обобщения и предоставления для широкой аудитории.

Объект исследования : басня.

Цель урока: познакомить с творчеством И.А.Крылова;

  • ввести понятия «баснописец», «иносказание», «мораль»,
  • формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа героев басни;
  • совершенствовать навык выразительного чтения;
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Этапы деятельности:

  1. Постановка проблемы: «Что такое басня?»
  2. Выдвижение гипотез – путей решения проблемы.

3.Планирование деятельности по реализации проекта.

В ходе постановки проблемы учащиеся самостоятельно пришли к пониманию того, что они не владеют знаниями о таком литературном жанре, так как на вопрос учителя: «Что такое басня и каковы ее жанровые признаки?» — ученики ответить не смогли. Возникла проблема, требующая разрешения. В ходе обсуждения возникли гипотезы:

Басня – это стихотворение о животных.

Басня – это краткий стихотворный рассказ нравоучительного характера

Пути решения проблемы:

а) Сбор информации о басне:

— из литературоведческого словаря;

— из справочника по литературе;

— из энциклопедии;

— из специальной (школьной) тетради по литературе.

б) Сравнение, анализ, выводы.

Вывод: басня – это краткий рассказ (чаще в стихотворной форме), носящий поучительный смысл, высмеивающий человеческие пороки. Признаки басни: простой сюжет, иносказательность, мораль, персонажи чаще всего растения или животные. Учащиеся, работая над проектом, выясняют:

  • историю становления басни как жанра;
  • этимологию литературного термина «басня»;
  • знакомятся с родоначальниками басни, баснописцами, концепциями происхождения  басни как жанра.

На уроке изобразительного искусства учащиеся провели сравнительный анализ иллюстраций к басням И. Крылова художников-анималистов А.М. Лаптева и Е.М. Рачева.

Урок русского языка прошёл в увлекательном поиске этимологии устаревших слов из басни И.Крылова «Стрекоза и муравей».

Продуктом данного проекта стала презентация «Басня», которая пополнила банк ЦОР школы.

Метод проектов активно используется учителями начальных классов  во внеурочной деятельности. Приведём несколько примеров применения данного метода на различных кружковых занятиях.

Творческая мастерская «Школа волшебников»

Тема проекта: «Изготовление поздравительной открытки к дню Матери»

В ходе работы над проектом дети создают макет открытки, готовят пожелания мамам, акцентируют  внимание на добром, уважительном отношении  к женщине – матери. Этот мини-проект является частью большого проекта – праздника «Главное слово на любом языке»

Кружок «Юный эколог»

Тема проекта: «Моя улица»

Детям  было предложено провести исследование по данной теме с целью оказания помощи в сборе информации Павловскому историко-краеведческому музею.

План исследования:

1.История названия улицы.

  1. количество жителей.

3.Интервью с интересными людьми (старожилами, ветеранами)

  1. Рассказ о памятниках, старинных и современных зданиях.
  2. Экологическая ситуация (санитарное состояние, озеленение и т.д.).

Результатами проекта стали презентации учащихся  и создание макета «Улицы мечты» в технике «Оригами».

Кружок  «Мои первые опыты»

Тема проекта: «Влияние света и состава воды на проращивание лука»

Объект изучения: Проростки лука.

 Цель: Описать, как прорастает лук при различном освещении и поливе разной водой.

 Задачи: Составить таблицу прорастания лука при поливе снеговой  и питьевой водой; составить таблицу прорастания лука в темноте и при освещении; сравнить результаты эксперимента и сделать вывод об оптимальном поливе и режиме освещения.

В ходе сравнительного эксперимента был сделан вывод:  для сбора более богатого и качественного урожая лука необходимо проращивать его в темноте. А через 5-7 дней выставлять его на свет. При этом происхождение воды не имеет существенного значения. При работе над данным исследовательским проектом дети учились наблюдать, анализировать, фиксировать результат, делать выводы.

Кружок «Риторика»

Тема проекта: «Кошки в жизни и творчестве человека»

В первой (исследовательской) части проекта был затронут вопрос нравственности: как нужно относиться к кошкам? Выявляется значение кошек в жизни человека, отношение к кошкам одноклассников, составляются памятки по уходу за кошками. Во второй – создается образ кошки в художественных произведениях (рисунках, стихах, рассказах). Результатом проекта становится изготовление книжки – малышки «Всё о кошках».

Особое место в начальной школе занимают семейные проекты: «Моя родословная»,  «Пасха в Кубанской семье», «Связь поколений. От прадедов к внукам». Эти проекты позволяют  привлекать родителей в качестве помощников или консультантов.

Для учащихся участие в проекте — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Данная работа показывает, что в ходе освоения детьми  проектной деятельности возрастает познавательный интерес к изучаемому предмету. А  собственная работа над темой проекта расширит кругозор ребенка, позволяет освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.  Основными же критериями значимости применения метода проектов выступает «продукт» деятельности как найденный учащимися способ решения проблемы проекта.

 

Всему тому, что важно знать,

 научить нельзя –

всё, что может сделать учитель, –

 это указать дорожки.

Р. Олдингтон

 

 

/*

*/